Парикмахерские «Прядки в порядке» из Ижевска делают $5 млн в год. Как?

На четвёртом курсе института Константин Сунцов подслушал, как одногруппницы жалуются: в Ижевске маловато соляриев. Студент прикинулся дистрибьютором, обзвонил салоны красоты, собрал заказы и отправился в Москву за кабинками. Накопив таким образом денег, он купил солярий и себе, арендовал угол в парикмахерской и стал наблюдать. Парикмахерскую посещали 150 человек в день, а солярий — около 50. Тогда предприниматель решил открыть свой салон красоты, дешёвый, но современный, чтобы конкурировать с советскими парикмахерскими. Через два года у него уже была сеть из десяти салонов в Ижевске, а в 2015 году Сунцов начал продавать франшизу в другие города, вдохновившись блогом Фёдора Овчинникова, основателя «Додо пиццы». «Секрет» поговорил с Сунцовым о том, как он построил федеральную сеть парикмахерских №2 в России из Удмуртии — 84 салона «Прядки в порядке» работают в 33 городах. 

Начало

В 2004 году студент Ижевского Государственного Технического университета Константин Сунцов устроился на металлургический завод ИжСталь, где за четыре года сделал неплохую карьеру: от экономиста — до замдиректора по финансам. «На заводе работали целыми поколениями: бабушки, родители, а затем и их дети — 11 тысяч человек трудились здесь за 10-15 000 рублей в месяц», — вспоминает Сунцов. Его зарплата за четыре года выросла с 11 000 рублей до 17 000 рублей, поэтому подработку с солярием он не бросал. С продажи 10 машин, которые он закупал в Москве и перепродавал в Ижевске с наценкой 20%, получалось выручить 300 000 рублей. 

Когда он открыл собственную комнату с солярием в парикмахерской советского типа — живая очередь, неудобные стулья, вечно уставшие мастера — поставил в своём уголке диван, посадил администратора и велел ему быть помягче с посетителями парикмахерской, которые заходили просто посидеть. Ведь это потенциальные клиенты. 

В 2009 году он открыл свой первый салон «Бигуди»: оставил низкие цены и постарался добавить хороший сервис. На запуск ушло 300 000 рублей из личных сбережений. Сунцов сам красил помещение, возил и разгружал стройматериалы. Чтобы привлечь клиентов в новый салон, он достал цветные парики для себя и друзей и, вырядившись в них, пошёл на улицы раздавать флаеры.

© Алексей Шипицин / «Секрет фирмы»

Первые мастера пришли работать в салон по объявлениям – откликнулись 4 человека из парикмахерских вроде той, где Сунцов арендовал помещение для солярия. Предприниматель следил за прайс-листом конкурентов и старался перебивать их цены. Если стрижка в соседней парикмахерской стоила 75 рублей, Сунцов предлагал за 69 рублей, обещая каждую шестую стрижку в подарок: «Когда мы открываем новый салон, у нас есть "страховка от нуля": первое время мастера получают фиксированный оклад, независимо от того, будет у них работа или нет. Они должны быть уверены, что не простоят 3 месяца бесплатно, ожидая, когда появятся клиенты. Прайс-лист в нашем первом салоне был меньше, чем у конкурентов, но парикмахеры зарабатывали больше, чем на предыдущих местах, за счет потока». 

Хорошую конверсию давала рассылка флаеров по почтовым ящикам. В них было много предложений и одно из них – стрижка со скидкой для пенсионеров. Бабушки и дедушки приходили в салон, доставали из паспорта аккуратно сложенные бумажки и интересовались: я правда имею право на услугу по акции? «Если вам нужно быстро привлечь клиентов из определенного района, можно запустить таргет по локации, но лучше, чем кросс-акции с местными магазинами или выдача флаеров до сих пор ничего не работает», — уверен Сунцов. 

Сунцов не стал открывать точку в центре города, там конкуренция выше и есть часы-пик, когда мест всем желающим не хватает — обычно люди стригутся перед или после работы. В спальнике поток более равномерный, приходят неработающие мамы, пенсионеры, школьники. 

В первый месяц предприниматель отбил операционные затраты, а за первые полгода выручка салона составила 2,3 млн при чистой прибыли 400 000 рублей. За год в Ижевске появилось три салона «Бигуди». 

Как появилась франшиза

Несмотря на то, что в России существовали тысячи парикмахерских, рынок оставался неконкурентным, вспоминает Сунцов. Половина салонов принадлежала жёнам состоятельных людей, которые не знали как себя занять, а вторая половина — мастерам, которые открывали место для творческой самореализации. Ни там, ни там не было места для бизнеса. 

«Конкуренцию задают несколько крупных игроков. Мы знаем, что рынок потребительских товаров поделен между тремя корпорациями. Ресторанный бизнес в Москве и Питере закреплен за несколькими группами, а на пять авиакомпаний приходится около 80% пассажироперевозок в России. Сегодня парикмахерские сети составляют менее 1% от всех салонов в стране. Когда мы начинали, этот показатель был еще меньше. В 2009 году в Москве работала одна крупная сеть — "Персона". Я решил, что моих знаний будет достаточно, чтобы построить сеть салонов красоты».

Сунцов пошёл на семинары Российской ассоциации франчайзинга, но на занятиях рассказывали об успешных примерах SubWay и McDonald's. «Я думал: где мы — маленькая ижевская сеть, а где эти мастодонты. Тогда всё это казалось очень устрашающим, поэтому я не стал ничего делать». К идее франчайзинга предприниматель вернулся лишь в 2015 году, когда прочитал блог основателя Dodo Pizza Фёдора Овчинникова: «Сыктывкарский предприниматель простыми словами описывал, как масштабирует свою модель. Я понял, что нам ничего не мешает сделать то же самое».

© Алексей Шипицин / «Секрет фирмы»

Чтобы развиваться по франшизе, нужно было пересмотреть многие процессы внутри компании. Так, до 2012 года «Бигуди» работали с пятью марками профессиональной продукции для волос. «На момент открытия первого салона я не ничего не знал про уход за волосами, поэтому просто закупал, что советовали парикмахеры, это сильно увеличивало затраты. Перед тем как запускать франшизу, мы решили оставить два бренда: Matrix и Estel. Эти марки практически не дублируют продукты друг друга, и у них есть всё, что может попросить клиент». 

Требовалась собственная система учёта, которая позволяла бы сделать работу новых партнёров прозрачной. Существующие на рынке решения подходили для отдельных салонов, а не для большой сети, поэтому предприниматель решил, что ПО нужно переделывать «под себя». «У нас был чёткий критерий: если администратор не может записать клиента в программе быстрее, чем он это делает карандашом, такая программа нам не подходит. Если вы когда-нибудь работали в 1C, то поймёте о чем я». За основу взяли систему Beauty Expert: «Она поддерживает иерархическую структуру. Я могу смотреть показатели по разным срезам: например, есть пласт стран — Россия, Белоруссия, Казахстан. Завтра я могу выбрать одну страну и изучать аналитику по ней, взглянуть на бизнес-показатели города, франчайзи или одного салона». 

На адаптацию системы ушёл год. «Сегодня я учу коллег жить версиями, а не идеальным продуктом. Вся работа компании состоит из маленьких шажков: запустили версию 1.0 — посмотрели, как она работает, исправили ошибки, выпустили версию 2.0. Пока ты готовишь к запуску идеальный продут, он станет никому не нужен», — уверен бизнесмен. 

В начале 2015 года в Оренбуреге открылась первая франшиза «Бигуди». Партнёр сам вышел на Сунцова и предложил сотрудничество: он часто бывал в Ижевске и следил за ростом бренда. Сегодня сеть «Прядки в порядке» (сменила название в 2016 году) состоит из 84 салонов в 33 городах России, еще 11 точек в стадии подготовки к открытию. 23 салона принадлежат самому Сунцову, остальные — тридцати четырём партнёрам. У одного франчайзи может быть несколько салонов. Рекордсмен — Киров, там открывается девятая точка. 

В ноябре 2016 компания решила сделать ребрендинг. «Бигуди» — избитое название для парикмахерской, сотрудникам службы качества стали поступать звонки от клиентов, недовольных услугами чужих салонов с тем же названием. Новое название придумали в питерском брендинговом агентстве. 

Как работают партнёры

Цены на услуги зависят от города. Самый низкий средний чек в Ижевске и Кирове — около 300 рублей. Самый высокий — в Ханты-Мансийском округе — 700 рублей. Ценовая вилка зависит от расценок конкурентов. Перед запуском в новом городе будущий франчайзи анализирует цены на 10 ключевых услуг у 10 ближайших салонов, а также у крупных сетей, популярных в городе. 

Паушальный взнос составляет 250 000 рублей. За эти деньги франчайзи помогают выбрать место для открытия точки, разработать дизайн и строительный проект будущей парикмахерской, запустить внешний сайт для клиентов и внутренний — для подбора персонала, а также утвердить договор аренды. «После всех этих затрат (плюс стоимость привлечения лида) с паушального взноса у нас остается около 20 000 рублей. Основной доход приносят роялти – 3% от выручки салона в месяц, если франчайзи платит вовремя, и 4%, если задерживает выплату», — поясняет Сунцов. 

Партнёр «Прядок» в Кирове Дмитрий Кочев говорит, что свой первый салон открыл за 1,5 месяца...

Окончание текста читайте на сайте «Секрета фирмы»

Читайте также: 

Кого увольнять без раздумий: советы боссов

Как мы стрижём сотрудников Белого дома

Ботокс: Как яд стал косметическим препаратом

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic